Трофимова Р.Ф.

Маркетинг как метод управления

формированием библиотечного фонда

Функционирование и развитие российских библиотек осуществляется в новых социально-экономических условиях, которые определяются социально-демографичес-кими, политическими, правовыми, экономическими и научно-техническими факторами. Эти факторы взаимосвязаны и определяют динамику макросреды библиотечно-информационных учреждений. Малобюджетное финансирование библиотечной сферы, удорожание всех видов документов, низкая платежеспособность основных категорий реальных и потенциальных пользователей заставляют библиотеки использовать маркетинговые возможности для качественного преобразования их документно-информационной базы.

Для того, чтобы гибко и оперативно изменить стратегию формирования библиотечного фонда (БФ), необходим постоянный мониторинг внутренней и внешней среды библиотеки. Информационные потребности абонентов (ИПА) являются наиболее значимым фактором, влияющим на формирование библиотечного фонда (ФБФ) и управление им. Это и определило основную задачу исследования: выявить социально-демографическую среду пользователей, мотивацию их обращения к фондам, структуру их информационных запросов и наметить пути управления информационными ресурсами (ИР). Исследование проводилось силами студентов СГАКИ на базе областной юношеской библиотеки (ЮБ) г. Самары, в два этапа (1995 и 1998 гг.), что позволило осуществить социологический мониторинг ИПА.

Результаты исследования показали, что:

    1. в обществе возросла значимость информации и роль библиотек в удовлетворении информационных запросов юношества – 60% респондентов считают ЮБ информационным центром. В то же время она является не единственным центром информации, который они используют в своей деятельности – 58% из них пользуются еще и областной УНБ г. Самары и 41% библиотеками муниципальной ЦБС.
Мониторинг позволил выявить динамику ранжирования роли библиотек региона в удовлетворении ИПА, что свидетельствует об изменении в этот период стратегии формирования их фондов. Особенно преуспели вузовские библиотеки, роль которых возросла до уровня ОУНБ, соответственно понизилась роль филиалов МЦБС. Изменив политику формирования своих фондов, библиотеки заняли свои позиции в удовлетворении ИПА, в основном, учащейся молодежи.

2) Выявленная по результатам первого этапа исследования тенденция превалирования доли деловых запросов была подтверждена и результатами второго этапа большинство респондентов используют фонды библиотеки в учебных целях (85% в 1995 г. и 55% в 1998 г.) и целях самообразования (соответственно 34% и 18%).

Корректировка профиля фонда и сознательное ограничение приобретения литературы для технических вузов позволили сместить акценты в мотивации запросов читателей и более активно использовать его для досуговых целей (соответственно 25% – в 1995 г. и 11% – в 1998 г.).

3) Негативная государственная политика в области формирования комплектования фондов библиотек подтверждена и в ходе нашего исследования. Так, общее количество отказов читателям за 3 года возросло с 55% – в 1995 г., до 75% – в 1998 г. По типам изданий превалируют отказы на учебную литературу (соответственно 25% и 33%), возросла доля отказов на художественную литературу (соответственно 11% и 25%) и на справочную (соответственно 3% и 9%).

Таким образом проведенное исследование на основе социологического мониторинга ИПА позволило:

· подтвердить место ЮБ в удовлетворении информационных потребностей молодежи и отметить позитивную тенденцию управления фондами библиотек региона, что выразилось в смещении их позиций в удовлетворении ИПА;

· отметить положительную тенденцию управления фондов ЮБ в целях повышения ее роли как досугового центра, что соответствует ее статусу социального учреждения в обществе, участвующего в обучении, воспитании и формировании информационной культуры молодежи;

· выявить негативные тенденции формирования фонда ЮБ, что привело к снижению его качества и выразилось в увеличении доли отказов.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости маркетингового управления ФБФ на основе тщательного изучения информационных потребностей всех групп потребителей информации.

Hosted by uCoz